Социально-психологические механизмы общения

Татьяна Геннадьевна Барибан,

методист Костанайской Областной

библиотеки для детей и юношества

им. И. Алтынсарина,

Республика Казахстан

 

 

 

 

 

Социально-психологические механизмы общения (заражение, подражание, идентификация, комфортность) как инструмент побуждения детей к чтению

Каждый человек обязан (я подчёркиваю — обязан)

заботиться о своем интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт,

и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный)

способ своего интеллектуального развития — чтение

Д. С. Лихачёв.

 

В новом информационном обществе к человеку предъявляются возрастающие требования. Он вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является, конечно, чтение.


Поддержка и развитие чтения —

значение на современном этапе

Чтение и читательская грамотность личности высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. Почему? Потому что чтение — это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры личности. Оно является свидетельством сформированной коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста и инструментом достижения успеха. Тем не менее исследователи отмечают тревожное положение с чтением, в том числе детским. Вызывают тревогу данные исследования, проведённого в Казахстане Международной программой оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment — PISA). В ходе тестирования в рамках PISA было выявлено, что «казахстанские школьники в значительной мере уступают своим сверстникам в умении работы с текстом, демонстрируют недостаточный уровень сформированности читательских умений и навыков (в 2009 г. 59 место из 65 стран-участниц, в 2012 г. — 62 место)»1.

Падение интереса к чтению привело к острому дефициту знаний, что препятствует национальному развитию Казахстана и интеграции страны в глобальную мировую экономику и политику2. В свете «новых вызовов времени» приобщение подрастающего поколения к чтению, возрождение интереса к чтению является одной из общенациональных задач3.

Возросла значимость формирования у читателей-детей устойчивого интереса к чтению, читательской культуры, прочных основ полноценной читательской деятельности. Это требует от детских библиотек пересмотра своей работы, придания нового звучания уже проверенным формам, поиска нетрадиционных методов и тем разговора как с реальным, так и с потенциальным читателем.

С целью изучения аспектов, влияющих на чтение подрастающего поколения, было проведено исследование «Социально-психологические механизмы общения (заражение, подражание, идентификация, комфортность) как аргумент побуждения детей к чтению». В ходе исследования были изучены механизмы общения, влияющие на чтение детей, подростков, воздействие моды и среды на их читательскую практику. Респондентами выступили дети в возрасте 8–12 лет и молодые люди в возрасте 15–17 лет — участники конкурса чтецов «Живое слово», Недели детской книги, члены действующих в библиотеке клубов «Жажда человечности» и «Девичий мирок». В результате опроса было собрано 146 анкет и 155 отзывов.

 

 

Влияние среды на индивида

Особенности восприятия информации

детьми в современном мире.

Сегодня ребёнок в силу ускорения информационных процессов познаёт мир быстрее, чем когда-то его родители; средства массовой коммуникации наложили свой отпечаток на восприятие, мышление стало клиповым. Ребёнок воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Дети интернет-поколения могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по Сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Они быстро реагируют на любые стимулы и изменения. Но платой за способность к многозадачности становятся рассеянность, гиперактивность, отсутствие способности анализировать ситуацию, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст4. У современных детей отсутствует целостность восприятия окружающего мира.

Чтение современных подростков

Сегодняшние информационные технологии позволяют современным детям избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Индустрия развлечений сполна даёт эмоциональный заряд, поэтому подростки тяготятся чтением как занятием трудным, требующим слишком больших усилий5.

Книга же, которая «попадает под руку», должна быть «интересной — с захватывающим сюжетом», «чтобы развлекало интересными положениями», «увлекало ситуациями». Причём «положения и ситуации» должны быть непременно в пределах жизненного опыта подростка: «про нас», «про современную нашу жизнь», «из нашей жизни»6.

По наблюдениям Ю. Б. Шевченко, заведующей отдела обслуживания учащихся 7–11-х классов и юношества, эти пожелания высказывают и читатели ОДЮБ им. И. Алтынсарина. Был также проведён анализ анкетирования участников дискуссионного клуба «Жажда человечности», организованного при библиотеке; 78% респондентов ответили, что им нравятся детективы, произведения, написанные в жанре триллера, фентези, мистики. В пример привели таких авторов, как Джоан Ролинг, Джон Грин, Тесс Герритсен, Ренсом Ригс, Мариам Петросян, Игорь Дравин, Олег Бубела, Харуки Мураками.

Механизмы общения

Наши читатели, как настоящие, так и потенциальные, являются некой составной частью сообщества.

Массовое сознание. Массовое сознание — один из видов общественного сознания, в основе которого лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы (войны, революции, масштабного экономического кризиса и т. д.). Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания.

Изменения, происходящие с индивидом в массе, предполагают:

1) повышение эмоциональности восприятия;

2) повышение внушаемости;

3) подавление чувства ответственности за собственное поведение;

4) появление чувства силы и сознания анонимности.

В качестве примера рассмотрим практику проведения ОДЮБ им. Алтынсарина Областного конкурса «Живое слово». Конкурс включал два этапа — районный и областной. В Областном этапе принимают участие чтецы, победившие на уровне района. Конкурс проводится уже третий год подряд (с 2014 по 2016) и на протяжении трёх сезонов является одним из ярких эмоциональных переживаний для 12–13 читателей-подростков. Торжественная обстановка, сильные эмоции участников и группы поддержки, всё происходящее вокруг способствует формированию особого настроя. О том, как сработал механизм заражения на рост популярности конкурса, речь пойдёт далее.

Заражение. Это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство. Человек бессознательно усваивает образцы поведения другого человека. Анкетирование после проведения второго конкурса «Живое слово» показало:

– участие в конкурсе способствовало поднятию самооценки у 20% школьников, а 40% участников конкурса нашли новых друзей;

– 33% респондентов захотелось прочитать произведения, представляемые другими участниками;

– 40% участников отметили, что с нетерпением ждут следующего конкурса;

– посоветуют друзьям участвовать 26%; 80% школьников намерены участвовать в подобном конкурсе ещё раз.

Подростки в качестве пожелания написали следующее: «чтобы было больше таких конкурсов. И будет больше читателей».

В третьем Областном конкурсе «Живое слово» участвовало 19 чтецов — больше, чем в двух предыдущих. Гостей, сопровождающих участников, было 73 человека. Быть участником конкурса теперь престижно. В отзывах читаем: «Я 2 раза участвовала в районном конкурсе. В областном — первый раз» (пишет участница из Сарыкольского района), «Я сегодня испытала себя. В дальнейшем я буду ездить и побеждать» (г. Лисаковск). Участники единодушно желали организаторам: «Чтобы чаще проводились такие конкурсы», «такие конкурсы надо проводить», «конкурсы пусть продолжаются».

Это заражение складывается из внешнего воздействия (внушение) заражающего (конкурсанты) и внутренней реакции (подражание) заражающегося (гостей, приглашённых, конкурсантов). В результате и участники, и гости, и члены группы поддержки непроизвольно стремятся походить на победителей.

Подражание и идентификация как следствие заражения. Традиции теорий подражания имеют древнее происхождение — они идут ещё от Аристотеля, приписывавшего подражанию важнейшую роль в формировании человека.

Психическое подражание — следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Дети подражают «значимому другому». У подростков и взрослых подражание выступает элементом научения в некоторых видах деятельности или служит цели идентификации с референтной личностью (группой). Подражание и идентификация прослеживается и на конкурсе «Живое слово»: участники видят себя победителями и становятся ими.

Также была проанализирована работа клуба «Жажда человечности», действующего на базе отдела обслуживания 7–11-х классов и юношества. Наступил момент, когда подростки вызвались сами проводить заседания. Например, выступление одной из участниц клуба, эмоциональной и коммуникабельной девушки, представившей свою книгу ярко (с играми, с применением метода «чтение в кружок»), стало своеобразным вызовом для других участников и одновременно примером для подражания. Участие в клубе «заражает» подростков не только чтением, но и стремлением действовать, проявить себя, задаёт мотивацию к интеллектуальному росту, помогает быть в курсе того, что читают в группе. Ребята подражают библиотекарям, друг другу, идентифицируют если не с библиотекарем, то с ведущим мероприятием, стараются провести всё «по правилам».

Мода как инструмент стимулирования читательской активности. Мода выступает частным случаем подражания. Мода на чтение свидетельствует о «высоком авторитете книги» в обществе7. Ещё во второй половине XIX в. известные педагоги В. Я. Стоюнин и В. П. Острогорский советовали начинать чтение с произведений, близких к современности8. И сегодня читатели-подростки идут в библиотеку, чтобы взять книжные новинки. Читатели нашей библиотеки постепенно отходят от чтения в электронном виде, жалуясь на то, что устают глаза. Борьба с пиратством приводит к тому, что в электронных библиотеках трудно найти полный вариант новой книги, а покупать книги в магазине очень дорого. Вот подростки и идут в библиотеку. Пока у библиотеки была возможность приобретать новые книги, библиотекари работали с книжными магазинами по спискам-заказам. Были приобретены популярные у подростков произведения, например, Д. Грин «Виноваты звёзды», М. Зусак «Книжный вор», Д. Дэшнер «Бегущий в лабиринте», М. Самарский «Радуга для друга», А. Жвалевский и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» и многие другие. Дети спешили поделиться с друзьями известием о том, что в библиотеке можно найти популярные новинки.

Наличие произведений последних лет и возможность их обсудить может вызвать приток читателей, привлечь посетителей к участия в библиотечных мероприятиях. «Мода является одним из эффективных инструментов управления коммуникативной эпохи»9. Этот инструмент необходимо грамотно использовать в работе по привлечению молодёжи к чтению.

Лидеры чтения. В юношеском возрасте (15–18 лет) особенно заметна ориентация на сверстников в вопросе выборе чтения и оценке прочитанного, а значит, особую роль приобретают лидеры чтения10. Лидерство в юношеском чтении — это стихийно складывающиееся общение, рекомендации и обмен литературой в юношеском коллективе или малой группе, инициируемые сверстником (сверстниками). Лидер чтения может способствовать развитию читательских интересов членов группы. Его влияние может быть отрицательным, если у него низкий уровень читательской культуры.

Библиотечный актив может служить основой для формирования лидеров чтения юношества, в нашем случае такими являются члены наших клубов.

Для примера проанализируем деятельность клуба «Девичий мирок», организованного для младшей подростковой группы читателей — девочек 5–6-х классов.

Занятия тематические, например: «Что такое совесть», «Динка — книга на все времена», «Любимые книги», «Ура, к нам книга новая пришла!», «А Воробьев стекло не выбивал!». На занятиях клуба поднимаются темы дружбы и любви, отношений между родителями и детьми, любви к животным, природе. Девчонки активно включаются в обсуждение, ведут непринуждённый разговор, после занятий отбирают себе стопочки книг для прочтения, с нетерпением ждут следующей встречи.

Чёткая периодичность заседаний клуба «Жажда человечности» (1 раз в 2 недели), продуманный план занятий, согласованный с членами клуба — всё это помогает привлекать в стены библиотеки как читающих подростков, так и малочитающих. Они видят заинтересованных ведущих (библиотекарей) — «не таких злых, как у нас на районе», чувствуют искреннюю и доверительную атмосферу. Идёт живой диалог, обмен мнениями.

Подростки активно участвуют в обсуждении, реагируют на предложенные библиотекарем новинки, делятся впечатлениями о прочитанном. Лидеры чтения выходят за рамки клубной деятельности. Так, у одной из участниц клуба «Девичий мирок» прошёл бенефис читателя, на который были приглашены её одноклассники. И если в школе эта хрупкая маленькая девочка не является лидером, то в библиотеке она — участница мероприятий любого формата, лидер клуба.

Участники клуба «Жажда человечности» рассмотрели в библиотеке площадку для развития своих способностей. Они проводят в библиотеке мастер-классы по декорированию кондитерских изделий, на территории библиотеки стал собираться «Клуб риторики». Библиотека предоставляет площадку для встреч, выступая в роли третьего места. Ребятам, обладающим «развивающимся потенциалом влияния на сверстников», предоставляются благоприятные возможности для развития.

Резюме

Сегодня уже нельзя жить прежними представлениями о том, что художественная литература сама завоюет подростка. Необходимо целенаправленно задействовать психологические механизмы общения. В работы по поддержке и развитию чтения должны выявляться, описываться и распространяться новые нестандартные подходов к стимулированию читательской активности. Для того чтобы заражение чтением выходило за рамки библиотеки, необходимо улучшать взаимодействие со СМИ. Главное — осознавать значимость важность проводимой библиотекарем работы по привлечению к чтению, увлекая этим процессом наших детей.

 

С автором можно связаться:

albiblio@ya.ru

 

Примечания:

1 Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования функциональной грамотности школьников: метод. пособие. — Астана, 2013. — С. 3.

2 Там же.

3 Там же.

4 Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» — феномен современности [Электронный ресурс] / Т. В. Семеновских // Оптимальные коммуникации (OK) : эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. — Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (28.04.2016).

5 Аскарова В. Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений [Электронный ресурс] / В. Я. Аскарова, Н. К. Сафонова // Library.ru: сайт. — Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=270 (07.12.2015).

6 Там же.

7 Аскарова В. Я. Надо ли создавать моду на чтение в Евразии / В. Я. Аскарова // Чтение на Евразийском перекрестке. Международный интеллектуальный форум: сб. материалов форума. — Челябинск, 2010. — С. 25.

8 Кожакеева Ш. Активизация читательской деятельности школьников / Ш. Кожакеева // Мысль: Республиканский общественно-политический журнал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=1289 (05.01.2016).

9 Аскарова В. Я. Возможности институционального влияния на моду в чтении / В. Я. Аскарова, И. Ю. Матвеева // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: сборник научных статей. — Челябинск, Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010. — С. 33–63.

10 Пономарёва Н. В. Формирование читательской культуры лидеров чтения юношества: диссертация [Электронный ресурс] / Н. В. Пономарёва // «disserCat — электронная библиотека диссертаций: сайт. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-chitatelskoi-kultury-liderov-chteniya-yunoshestva (07.12.2015).

 

  1. Аскарова В. Я. Мода в чтении: постижение смысла всестороннего исследования / В. Я. Аскарова // Library.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=330 (16.02.2016).

  2. Аскарова В. Я. Юный читатель и книга: проблема культурного посредничества // Библиотековедение. — 2004. — №6. — С. 62–66.

  3. Возрастные особенности восприятия // Jtudme.org: сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studme.org/18190709/psihologiya/vozrastnye_osobennosti_vospriyatiya (10.12.2015).

  4. Габриэль Т. Мнение и толпа [Электронный ресурс] / Т. Габриэль // Юридический факультет КГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uf.kgsu.ru/lib/doc.php?path=Kafedra%20Sociologii%20i%20SR/Psihologiya%20massovogo%20soznaniya/Gabriel%60%20Tard.%20Mnenie%20i%20tolpa.doc (07.12.2015).

  5. Комфортность библиотечной среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа

  6. www.fessl.ru/docs-downloads/nmo/MK/MK_Danilova_LU.docx (28.04.2016).

  7. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/026/57026/27504?p_page=2 (28.04.2016).

  8. Методики по выявлению лидеров в коллективе // Летний лагерь: сайт для вожатых [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://summercamp.ru (08.12.2015).

  9. Платонов Ю. П. Социальная психология человека: учеб. пособие / Ю. П. Платонов // GoogleКниги [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://books.google.kz/books?isbn=5469004317 (28.04.2016).

  10. Социально-психологические механизмы общения // Психология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1592-sotsialno-psihologicheskie-mehanizmy-obschenija.html (07.12.2015).

  11. Средства массовой информации как фактор влияния на подростка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=472527 (07.12.2015).

  12. Создание клубов по интересам в библиотеке // МБУК МЦБ Благовещенского района Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://blagbibl.jimdo.com (08.12.2015).

  13. Тихомирова И. Библиотечная педагогика сущность и специфика / И. Тихомирова // Библиотечное дело. — 2012. — №15. — С. 31–35.

  14. Тихомирова И. И. Последний плеск коллективного библиотечного исследования: о руководстве детским чтением / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. — 2013. — №5. — С. 12–16.

  15. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip (28.04.2016).

 

Автор описывает социально-психологические механизмы общения как инструмент побуждения детей к чтению.

Детские библиотеки, чтение, массовое сознание, читательская активность, конкурсы, психология

The author describes the social and psychological mechanisms of communication as a tool for motivation of children to read.

Children's libraries, reading, the mass consciousness, the reader's activity, contests, psychology


Zoom

Current Zoom: 120%

Послание 2023

Борьба с коррупцией

Одна страна – одна книга

Вход в систему