Археологические раскопки г. Лисаковск. Эпоха бронзы. часть 2.

Продолжение. начало см. здесь.

Другая загадка, оставленная андроновцами — изображения на камнях. На одном четко выпилена фигура в виде креста, на другом — рельефный прямоугольник. Еще была найдена жертвенная выкладка из костей коровы, причем из челюсти были вынуты зубы. Также была найдена захороненая фигура лошади, причём расположенная стоя и с отсутствующей задней частью.

Какие-то мистерии происходили и с черепами погребенных людей — в них отсутствует нижняя челюсть. Археологи говорят о том, что курганы были ограблены еще в древности. Но грабителей не интересовали материальные ценности (в нашем понимании). Они охотились за другим. Сенсационной находкой стал ритуальный топор-молот, обнаруженный в погребении жрицы-шаманки. Выполнен он из поделочного камня и, по мнению специалистов, посвящен Божеству молнии и грома. Специалисты также предполагают, что местом происхождения этого топора является район Балкан. То есть он мог передаваться от одного племени к другому. «При детальном изучении можно будет понять связь племен», - пояснила Э. Усманова. В погребении также найден череп жрицы, который был выставлен в специальную нишу. Еще одна находка археологов - сосуд для приготовления ритуальных напитков.  

   Эти памятники уникальны еще и потому, что содержимое каменных могил — костные останки - благодаря особенностям местных почв хорошо сохранились. А это дает возможность антропологам воссоздать облик человека, жившего в Лисаковской округе во втором тысячелетии до нашей эры. Такие исследования важны для понимания того, как происходила эволюция внешнего облика населения Казахстана.

   Могильник Лисаковский I принадлежит андроновской культурно-исторической общности (АКИО). Уникальность могильника не только в его обширных коллекциях, но и в сосуществовании на одном погребальном поле, в тесной обрядовой связи, двух культурных традиций АКИО – федоровский, алакульской. Всего на могильнике вскрыто 75 погребальных построек и 174 погребения. Коллекция 7 сосудов является одной из уникальнейших на сегодняшний день, составляет порядка 400 экземпляров. По количеству золотых изделий коллекция могильника одна из самых представительных среди известных памятников. Уникален он ещё и тем, что сохранились даже деревянные настилы на постройках. Свойство почв сохранять органику оказалось подарком для археологов. Именно поэтому детали декора одежды, деревянный идол, деревянные конструкции хорошо сохранились.

Погребальные комплексы объединены по своим собственным правилам в пространстве и различаются по основным, принятым в археологии, культурным показателям: керамика и обрядность. Знакомясь с погребальными обрядами, открываешь целый пласт бесписьменной цивилизации, ведь при помощи обряда утверждаются нормы поведения, религиозные взгляды, духовные и культурные ценности, принятые в обществе. В погребальном обряде андроновцев сам обряд выражает оппозицию «жизнь - смерть», способ описания окружающего мира. Система погребального обряда включает в себя следующие информационные блоки:

  • надмогильная постройка - курган-ограда, или ограда;
  • погребальная камера - грунтовая яма,
  • погребенный - трупоположение или трупосожжение;
  • погребальный инвентарь - сосуды, украшения, орудия или вооружение;
  • жертвенники и поминальные объекты.

Погребальный комплекс

Погребальный комплекс

Погребальный обряд позволяет проследить зарождение социального расслоения. Вождей или зажиточных людей хоронили на более высоком месте от реки, земляная насыпь намного выше, в захоронении присутствовали вещи, которые подтверждали их социальный статус: золотые украшения, большое количество предметов принадлежавших умершему - бронзовый нож, или каменный топор.

Любая культура отличается от других погребальными постройками, откуда, по словам певцов Ригведы, «этот смертный идет в бессмертие». Погребальный комплекс могильника Лисаковский по своей структуре напоминает некую сферу, состоящую из двух половин - наземной и подземной. Наземная половина погребального комплекса могильника Лисаковский известна в двух видах: 1 - курган – ограда искусственная насыпь; 2 - ограда из камней без возвышающегося над ней насыпного грунта.

Курган - ограда выделяется признаками: курганная насыпь, подкурганная площадка, и ров. В Лисаковске курганы составляют всего 8% от общего количества погребальных сооружений. Само расположение их в центре указывает на их культовую особенность по сравнению с другими сооружениями, показывая статус погребенного. Все курганы ограды оставлены носителями алакульской культуры, в них найдена керамика только алакульского облика. Курган своей конструкцией и внешним обликом демонстрировал социальную значимость захороненного. Ров не позволял проникнуть чужому, ров - граница между живыми и мертвыми. Высота курганов была в среднем до 0,7м, диаметр доходил до 12м.

Ограда из камней. Другим видом наземной части погребального обряда была ограда. По сути, она отличалась от кургана-ограды только отсутствием насыпи, площадки и рва. Укладка камней кольца ограды производилась на дневную поверхность с подсыпкой фунта для устойчивости. Плиты врывались в землю вертикально. После совершения захоронения пространство внутри ограды заполнялось фунтом - выкидом из могильной ямы, без образования насыпи. Кольца оград в большинстве случаев разомкнуты или прерывисты, камни колотые, неправильной формы. Заготавливали камни из горных пород скального выхода, расположенного в 1,5 км от поселения вверх по течению реки. Камни на оградах клались аккуратно, таким образом, надо отметить, что андроновцы владели искусством строительного мастерства. Являясь семейным склепом, в котором ритуалы завершены и захоронены все представители семьи, ограда окончательно «запечатывалась». Вход-выход навсегда закрывался, замуровывался камнями. Ты черепок, найдя, омой И ставь на полку смело. То слепок вечности самой, Без края, без предела. Е.Винокуров.

В погребениях андроновцев найдено большое количество глиняных сосудов. Изготовление горшка сопоставлялось с актом творения вселенной, что нашло отражение во всех индоевропейских языках: творец - это бог, и мастер.

Керамика эпохи Бронзы

Керамика эпохи Бронзы

Изредка всречаются на андроновской посуде загадочные знаки, в которых крупнейший археолог и исследователь древнего искусства А.А.Формозов видит протописьменность. Есть и схематические рисунки. Важно отметить, что многократное повторение одного элемента узора должно было усилить магическое воздействие, подобно тому, как в поэтическом тексте постоянно всфечается многократное призывание божества. Геомефия элементов андроновского орнамента входила в универсальный знаковый код человечества. Элементы орнамента сводятся к выявлению основных культов древности - культа плодородия. Перевернутый сосуд, в этих случаях указывал особенность смерти, и мог относиться к защите от бедствия, от которого умер погребенный. Кроме этого, во всех традиционных культурах понятия «верх» и «низ» ассоциируются с такими понятиями как верх - небо - светлый – сильный - мужской, а низ - земля - темный - слабый - женский. Древний человек осознавал, что у любого явления есть начало и конец.

Количество сосудов тоже указывало на социальное неравенство андроновцев: большие сосуды встречаются в богатых захоронениях, и не встречаются в других, менее значимых. В обычных захоронениях встречаются один реже два, или три сосуда. Распространены и разбитые горшки, битьем посуды при погребении не только выражался тип ритуальной связи между живыми и мертвыми, но и подчеркивался конец жизни человека и его дублера – глиняного сосуда. В целой серии андроновских погребальных комплексах зафиксирован обряд помещения сосуда в сосуд, что могло символизировать возвращение в лоно, обретение исходного состояния. Из чрева матери, в чрево матери - земли.

Эти приемы ритуального использования керамики разрушают устоявшееся мнение относительно функции сосуда только как контейнера для пищи, оставленной умершему.

Культ предков, освященный в деталях погребального обряда, в андроновском обществе кто-то содержал и оформлял. Кому-то были доступны знания о процессе смерти, об анатомии человеческого тела и, наконец, знания о мироздании. Необходимость такого рода сведений диктовалась временем. За время раскопок под Лисаковском не было найдено захоронений, относящихся к культовым захоронениям. Но, скорее всего, в этой роли выступали шаманы. Возможно, что в андроновское время шаманизм находился на ранней стадии своего развития, и его атрибутика еще не выделилась в особый предметный набор.

Итак, на сравнительно небольшой территории в эпоху бронзы сосуществовали две разные культуры, сохраняя свою самобытность, ритуалы: алакульская и фёдоровская.

Отличия в культурах - это, прежде всего, разница в отношении к миру, к природе человека, к природе смерти в понимании создателей курганов. Сложносоставная насыпь в кургане-ограде сооружалась только алакульцами. Курган-ограда погребальное сооружение элиты «лисаковской» общины в ее алакульском воплощении. Курган, как вид погребального сооружения, со всеми составными деталями принадлежит алакульскому мироощущению.

Алакульцы предпочитали употреблять дерево для оформления могильных ям: деревянная рама, перекрытие из плах. Большинство могильных ям с деревянными конструкциями принадлежало курганным элитным погребениям. Федоровцы избрали камень для устройства своих погребений: облицовка и цистовая кладка. Основной показатель, по которому выделены культуры в АКИО - это вид сосуда: наличие плечика, профиль тулова, орнаментальные мотивы. Федоровские горшки могильника лепились со стенок емкостным начином. Алакульские сосуды формировались со дна - донно-емкостный начин. Вероятно, отличия в менталитете федоровцев и алакульцев были обусловлены разницей в происхождении при общем уровне хозяйственно-культурного развития.

...Оставлены жилища на берегу реки Тобол, покинули эту степь алакульцы и федоровцы, унесли с собой память о местах, где возникло их временное, но яркое содружество.

За небольшой отрезок времени пребывания наберегу реки Тобол, андроновцы оставили яркую, самобытную культуру. Исследования жизни наших далеких предков продолжается. Мы надеемся на новые открытия археологической экспедиции, как это произошло в 2008 году недалеко от села Новоильновка. Но это уже новая страница истории.

Мы благодарны сотрудникам Костанайского областного историко-краеведческого музея, любезно предоставившим нам презентации с фотографиями археологических находок на территории нашей области. Более подробную информацию вы можете получить непосредственно в музее, он расположен по адресу: г. Костанай, ул. Алтынсарина – 115; 50-11-13, 50-10-23ф, 50-03-89, kraeved-kst.kz

Список интернет-источников:

Список источников:

Усманова Э. Р. К вопросу о соотношении обрядов трупоположения и трупосожжения у племен андроновской культурно-исторической общности // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным: Тез. докл. Томск: Томск. ун-т, 1985. С. 155–157.

Усманова Э. Р. К вопросу о биритуализме в погребальном обряде племен андроновской общности Сары-Арки // Вопросы периодизации археологических памятников Центрального и Северного Казахстана. Караганда: Карагандинск. ун-т, 1987. С. 43–48.

Усманова Э. Р. Знаковый код в погребальном обряде могильника Лисаковский // Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири: Тез. докл. и сообщений к науч. конф. Барнаул: Алтайск. ун-т, 1988. С. 83–84.

Усманова Э. Р. Андроновский погребальный обряд и проблема хронологии и периодизации (по материалам могильника Лисаковский) // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири: Тез. докл. к Всесоюз. науч. конф. Барнаул: Алтайск. ун-т, 1991. С. 90–93.

Усманова Э. Р. Дифференцированный подход к умершему в погребальном обряде (по материалам могильника Лисаковский) // Исторические чтения памяти М. П. Грязнова. Омск: Омск. ун-т, 1992а. С. 87–89. Усманова Э. Р. Дифференцированный подход к умершему в погребальном обряде (по материалам могильника Лисаковский) // Маргулановские чтения 1990: Сб. матер. конф. М.: ИА АН Казахстана, 1992б. Ч. 1. С. 97–104.


Zoom

Current Zoom: 120%

Послание 2023

Борьба с коррупцией

Одна страна – одна книга

Вход в систему

Наша библиотека

Наши читатели

Внимание конкурс!

Литературная карта

Библиотека без границ