Культура

Ильяс Омаров (1912-1970 гг.)

Ильяс Омаров

Есть люди, которые оставляют незабываемый след в жизни большинства. Как правило, это альтруисты с кристально чистыми помыслами. И таким человеком, несомненно, был И.О. Омаров, чрезвычайно много сделавший для социального подъема и развития культуры в нашем крае.

Омаров Ильяс - казахский советский литературный критик, государственный и общественный деятель. Родился он 1 октября 1912 г. В ауле Караоба Сарыкольского р-на Костанайской области в семье крестьянина (позже он прибавит себе один год, чтобы вступить в ВЛКСМ). С детства у него были великолепная память и развитая речь. В четыре года он был прекрасным рассказчиком. Отличная учеба в казкоммуне, и вот он уже студент экономического факультета Среднеазиатского госуниверситета в Ташкенте. Голод и постоянная нехватка времени - таковы воспоминания о студенческих годах Омарова. На обед в студенческой столовой выдавали 200 граммов хлеба, тарелку жидких щей без мяса на первое и тушеную капусту на второе…

Омаров окончил Среднеазиатский планово-экономический институт (Ташкент, 1933). С 1933 по 1936 гг. был директором Кызылординского техникума торговли. С 1936 по 1941 гг. находился на ответственных должностях в системе наркоматов легкой промышленности и торговли СССР, в 1941-1945 гг. - зам.наркома, нарком торговли СССР, Омаров настоял, чтобы выдающимся деятелям науки и культуры, проживавшим в Алма-Ате, комсомольцы-энтузиасты развозили горячие обеды. Так он пытался поддержать Каныша Сатпаева, Габита Мусрепова, Юрия Завадского, Самуила Маршака, Сергея Сергеева-Ценского и многих других.

В 1945-1947 гг. - зам. пред. Совнаркома КазССР, 1-й секретарь Восточно-Казахстанского обкома партии, в 1947-1952 гг. - секретарь ЦК КП (б) Казахстана, в 1955-1961 гг. - секретарь Северо-Казахстанского обкома партии, директор киностудии "Казахфильм", советник Совмина КазССР, в 1961-1967 гг. - зам., 1-й зам. пред. Госплана при Совмине КазССР, в 1967-1970 гг. - министр культуры КазССР.

В таких сборниках литературно-критических статей Омарова, как "Думы о литературе" (1962), "Глазами читателя" (1967), "Окрыление" (1970), "Крылья вдохновения" (1973) рассмотрены актуальные проблемы теории и истории казахской литературы, специфика научного и художественного отражения действительности.

И. Омаров - член Бюро ЦК Компартии Казахстана (1947-1952), Депутат Верховного Совета СССР 2, 3-го созывов. Верховного Совета КазССР 2, 3, 7-го созывов. Награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями.

В июле 1970 года Ильяс Омаров безвременно ушел из жизни – ему не исполнилось и 57. Его проводили в последний путь как выдающегося государственного деятеля. Была создана специальная правительственная комиссия по увековечению памяти Омарова.

Но в 1992 году, в год 80-летнего юбилея Ильяса Омарова, в Алматы его именем была названа улица, а в Костанайской области – совхоз. В 2000 году по предложению президента Нурсултана Назарбаева Казахскому театру драмы в Костанае было присвоено имя Ильяса Омарова.

Все эти годы театр работал ударными темпами. Здесь поставили множество спектаклей по мотивам произведений зарубежных и казахстанских писателей и драматургов.

12 января 2012 г. в Костанае состоялось открытие нового здания казахского драматического театра им. И. Омарова

Аким области поздравил руководство театра с новосельем В церемонии приняли участие вице-министр культуры Газиз Телебаев, сенаторы Хусаин Валиев, Светлана Жолмагамбетова и Женис Нургалиев.

Ильяс Омаров

Ильяс Омаров

Ильяс Омаров

 

Дайджест статей из периодической печати:

Ильяс Омаров

Георгий Нечетайло, Ильяс Омаров и его дети Диас и Тимур 


Жил человек по совести

Много лет, как с нами нет Ильяса Омарова – государственного и общественного деятеля, казахского советского литературного критика. Судьба отпустила ему немного лет, но подарила яркую и неординарную жизнь.

Личность Ильяса Омарова словно подтверждала его стремление воплотить изречение Антона Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасным. Что же касается мнения творческой интеллигенции, то ее восторженные отзывы об Ильясе Омарове многочисленны. Трудно перечислить все публикации и письма из личного архива, в которых сотни представителей разных национальностей делятся своими воспоминаниями об этом человеке.

К примеру, выдающийся режиссер XX века Наталия Сац в своей книге "Новеллы моей жизни" написала: "Я поговорила с Ильясом Омаровичем пятнадцать минут и после этого полюбила сразу всех казахов. Какая культура, такт, уважение к собеседнику, какая вера, что мой приезд в Казахстан принесет здесь большую творческую пользу!". Таковым было ее впечатление от первой встречи с Ильясом Омаровым в 1944 году, когда она приступила к работе режиссера Театра оперы и балета им. Абая. В тот момент Наталия Сац была освобождена от ссылки после ГУЛАГа, где провела несколько лет, будучи репрессированной в 1937 году. А Ильяс Омаров тогда занимал пост народного комиссара торговли Казахской ССР. Впоследствии Ильяс Омаров и Наталия Сац сохранили уважительное и доброе отношение друг к другу.

В письме от 3 июня 1967 года писатель Юрий Казаков пишет: "Дорогой Ильяс Омарович! От Абдижамила Нурпеисова узнал о вашем новом назначении, с чем от души Вас поздравляю. Поздравляю также всю казахскую культуру, ибо далеко не каждое Министерство культуры может похвастаться действительно культурным министром. От души радуюсь за казахских друзей и даже жалею, что я не казах.".

Известный казахстанский писатель Дмитрий Онегин в своем воспоминании "Минуты откровения" написал в 1948 году: "Увидел я человека высокоинтеллигентного во всем – в голосе, в жесте, в одежде. И в том, как блестели из-под стекол очень пытливые глаза, как он улыбался и хмурился, читая мое прошение. Естественность и простота вызывали ответную открытость и доверие. Вспомнились слова Бауыржана Момыш-улы: "Ильяс – умница и само откровение".

Габит Мусрепов писал об Омарове так: "Если представить себе человека, сотворенного из таких черт, как нравственная чистота, неиссякаемая тяга к братству, непреклонное милосердие, который бы за всю свою жизнь не запятнал ни единой соринкой такие понятия, как гражданственность, человечность, справедливость, товарищество, дружба, то такой человек был бы не кем иным, как Ильясом Омаровым". А при встречах с Габитом Мусреповым знаменитый писатель Александр Фадеев всегда спрашивал: "Как там поживает мудрец Ильяс Омаров?".

"Какие бы посты ни занимал Ильяс Омарович, он всегда отличался от чиновников масштабностью своей личности, а главное – простотой в отношении к людям и непременной доброжелательностью, – писала композитор Газиза Жубанова. – Я не помню ни одной премьеры оперы или балета, на которой не присутствовал бы он. Омаров знал все новые произведения писателей, композиторов, художников, он постоянно общался с людьми творчества и имел заслуженный авторитет среди них".

В богатой личной библиотеке Ильяса Омарова – главном наследстве, доставшемся его потомкам, – бережно хранятся десятки книг с дарственными надписями авторов. Например, в 1960 году свет увидела книга Мухтара Ауэзова "Караш-Караш". Сигнальный экземпляр книги Мухтар Омарханович подарил Ильясу Омаровичу с надписью: "Лучшему из сущих, дорогому другу Ильясу дарю с неизменными дружескими порывами души".

Большая дружба связывала Ильяса Омарова и с Бауыржаном Момыш-улы. Легендарной батыр в дарственной надписи на своей книге "За нами Москва", подаренной Ильясу Омаровичу 19 декабря 1962 года, выразил свое отношение к нему следующими словами: "Аи эм глэд ту си ю! Аи лайк ю вери матч! Это правда! Умрет ли раньше младший или старший по возрасту – это вопрос не нашей компетенции. Я не хочу, чтобы я пережил тебя!". Такую же фразу в отношении Ильяса Омарова слышали и из уст другого легендарного батыра – прославленного летчика, дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова. Как о Человеке с большой буквы об Ильясе Омарове писали Абдижамил Нурпеисов, Олжас Сулейменов, Мухтар Шаханов, Какимбек Салыков, Шерхан Муртаза, Куаныш Султанов, Людмила Енисеева, Исаак Попов и многие другие известные люди.

Нравственный облик Ильяса Омарова – это воплощение таких понятий, как культура и демократичность. Человеческая культура и этика были неотъемлемы в его поведении с близкими, друзьями и в кругу семьи. Уважительное отношение к любому человеку, независимо от чина, должности, звания, наград и ученой степени, никогда не изменяло ему. Во всей внешности и в поведении Омарова были благородство и простота, не было ничего навязчивого, наносного, притворного. Он был подтянут и элегантен, хотя и далек от франтовства.

Немалая заслуга в этом была его супруги Гульшат Сакиевны. История любви этих людей – прекрасная и драматичная &‐ длилась на протяжении всех тридцати шести лет их совместной жизни. Гульшат Сакиевна рассказывала, что ее супруг никогда не навязывал своего мнения, не страдал снобизмом и лицемерием, в трудных ситуациях сохранял выдержку, а снять создавшееся напряжение мог острой шуткой или метким словом.

Ильяс Омаров всегда опасался тенденциозности мышления, упрямства и узкого кругозора. Когда он сталкивался с этим, то становился саркастичным и даже едко ироничным. Он любил повторять, что людские недостатки первыми бросаются в глаза. "Ждите, и человек сам себя покажет, – говорил Омаров. – Не бывает, чтобы плохой человек не разоблачил себя неблаговидными делами. Когда его саморазоблачение станет очевидным, то разумный молча отдалится от него, не опускаясь до скандального выяснения отношений". Было несколько случаев, когда он перестал общаться с людьми, совершившими подлость. Но даже тогда о них он ничего плохого не говорил, просто игнорировал их.

Позже, как депутат Верховного Совета, Ильяс Омаров получал много писем из разных уголков Казахстана. Однажды к нему поступило заявление от ингушского аксакала Хасана Аушева (деда будущего героя афганской кампании Руслана Аушева), проживавшего в селе Узун-Агач Алма-Атинской области. В 1919 году Хасан был красным партизаном, воевал с деникинцами. А на старости лет он и его жена Патимат еле выживали за счет маленького урожая на приусадебном участке. Сын аксакала Беслан жил отдельно от родителей в Чиликском районе Алма-Атинской области и был лишен права выезжать за пределы этого района – остаточные явления военной политики переселения. Ильяс Омаров решил этот вопрос довольно быстро: Хасан Аушев получил пенсию, а через некоторое время к нему переехал сын Беслан.

Судьба не раз испытывала Омарова на прочность. Одно из важных испытаний выпало в конце 40-х годов прошлого века, когда он, будучи секретарем ЦК ВКП (б) Казахстана, курировал вопросы идеологии, пропаганды, культуры, науки и образования. В то время он выступил главным редактором фундаментального двухтомного труда "История Казахской ССР", в которой главы о ханах Абылае и Кенесары были написаны историком Ермуханом Бекмахановым. 11 октября 1949 года Ильяс Омаров получил из Москвы от академика Анны Панкратовой письмо, в котором были такие строки: "Среди ряда историков существует непременное стремление ухудшить историю казахского народа. Я совершенно не понимаю, почему грузинские цари или узбекские ханы могут считаться при аналогичных исторических условиях прогрессивными деятелями, а казахи должны чернить Абылая или Кенесары? Я ни в коем случае не могу стать на анти-исторический путь оценки этих виднейших деятелей казахской истории, тем более что наши критики не подтверждают своих выводов решительно никакими документами и историческими фактами".

Ильяс Омаров простил всех: и тех, кто отвернулся от него в трудные времена, и тех, кто писал порочащие его статьи в журналах, и председателя парткома, требовавшего его партбилет. Вернувшись в высшие эшелоны власти, он подавал руку помощи этим людям. Друзья и родственники упрекали его, на что он отвечал: "Люди – рабы обстоятельств. Виноват не отдельный человек, а вся система. Народ все видит и слышит. Чтобы забыть о причиненном зле, требуется мужество".

В 1967 году Ильяс Омаров получил неожиданное назначение на пост министра культуры. Заместитель председателя Госплана СССР академик Николай Некрасов возмутился: почему талантливого экономиста назначили министром культуры? Некра­сов даже хотел позвонить Динмухамеду Кунаеву, но Ильяс Омарович сказал, что он сам "виноват" в своем назначении, поскольку частенько приходил к Кунаеву с предложениями по реформе Министерства культуры.

 Литература о жизни и творчестве Ильяса Омарова: 

1. Дилим, А. Жил человек по совести / А. Дилим // Экспресс К. - 2010.- 30 июля. - (№ 137). - С. 28-29.

2. Ермаканова, А. Книга всколыхнула: [о книге "Ильяс Омаров. Жизнь и философия"] // http://www.nomad.su/print.php?a=15-200303140012

3. Карина, Ж. «Природный степняк» Омаров / Ж. Карина, А. Абдулина // http://www.nomad.su/print.php?a=15-200303140012

4. Омаров, И. Жизнь и философия / И. Омаров // Литературный Казахстан.- 2009.- № 3. - С. 176-194.

5. Омаров, И. Раздумья: дневники, ст., воспоминания на каз., рус. яз / И. Омаров ; сост. К. Султанов, Х. ; Сулейменов.- Алма - Ата: Жазушы, 1992.- 240 с.: портр.


Zoom

Current Zoom: 120%

Послание 2023

Борьба с коррупцией

Одна страна – одна книга

Вход в систему

Наши читатели

Внимание конкурс!

Литературная карта

Библиотека без границ