Конкурс, посвященный 1150-летию со дня рождения Абу Насыра Аль-Фараби

Tue, 30/06/2020 - 09:51 — Ольга А

al-1.jpg

 

Как часто у нас есть возможность вести добрый и содержательный разговор о счастье, выборе пути в жизни, любви, работе и творчестве? Просто поговорить субботним вечером, за чаем, с другим человеком обо всем, что его волнует, независимо от того, сколько ему лет — семь или семьдесят.

Когда мои друзья разъехались по миру в поисках своего счастья, моими ежедневными собеседниками на очень личные и важные темы стали книги.

Наша жизнь это естественное стремление к счастью. Но единства в понимании счастья нет до сих пор.

Кому-то кажется, что счастье — это яркий эмоциональный всплеск, невероятный подъем, когда хочется прыгать от радости. А кто-то решает, что счастье куда ближе к чувству глубочайшего удовлетворения жизнью, чем к восторгу, и полно умиротворения. Для последних, счастье - это состояние, а не эмоция, и соткано оно из множества оттенков.

Категорию "счастья" рассматривали разные философские системы, во все эпохи от Аристотеля до Его Святейшества Далай-ламы и гарвардских ученых в области позитивной психологии. С древности и до наших дней. Насколько важно для современного общества осмыслить взгляды на проблему счастья крупнейших мыслителей прошлого, чтобы на их основе создать свою «философию счастья»?

Один из ответов, в концепции счастья величайшего мыслителя, философа - энциклопедиста Абу-Насра Мухаммада аль-Фараби. Аль-Фараби поднимается над обыденным пониманием счастья, которое обычно включает «почести, достаток, наслаждение богатством и тому подобное».

Счастье, по аль-Фараби, это овладение всеми знаниями о существующих предметах, изучение их сущности, причин их возникновения и уничтожения, что, в конечном счете, ведет к познанию природы и первопричины всего сущего. Счастье наступает тогда, когда устранено всякое зло и человеческая душа и разум в своем познании достигают наивысшего уровня — слияния с вечным мировым разумом. Человек гибнет, но достигнутое им при жизни счастье, будучи явлением духовным и возвышенным, не погибает, а остается после него. Всякий человек может достичь счастья только сам, при помощи свершения добрых дел, и лучшие деяния его будут бессмертны. Счастье возникает при удовлетворении высших потребностей личности. Традиционно высшие потребности человека удовлетворялись средствами философии, искусства, религии, а также участием в моральной, научной и социально-политической деятельности.

«Книгу о достижении счастья» Абу-Насра Мухаммада аль-Фараби можно сравнить с мудрой и внимательной беседой о важных вопросах человеческой жизни, которая поможет разобраться в том, что такое счастье.

В ней не будет поучительных историй о том, как люди, пребывавшие в ловушке заблуждений, горя или страха, в конце концов находили силы сдвинуться с мертвой точки и обрести надежду на счастье. Она о том, что каждое поколение оставляет после себя нечто ценное и возвышенное, что сливается в общее счастье, обогащая и пополняя его, облегчая жизнь потомкам.

По мнению аль-Фараби именно философия может дать ответ на вопрос, что такое счастье. Что остается нам, не философам? Я думаю, читать и делать это с удовольствием! Даже просто взяв в руки сочинения аль-Фараби придется вспомнить Арабский халифат, влияние древнегреческой философии на средневековую философию народов Ближнего и Среднего Востока, Аристотеля, рождение в городе Фараб Абу-Наср Мухаммад аль-Фараби, культурное значение родины аль-Фараби, борьбу Добра и Зла, Света и Тьмы откуда берет свое начало концепция аль-Фараби о высшем благе и многое другое…

И ещё один очень важный вопрос!

Как научиться любить и понимать книги?

Конечно, многие из нас читают довольно много. Просто этого не всегда достаточно. Помимо любви к чтению как таковому, нужно учиться, собственно, читать. Ведь только начав читать древних авторов, понимаешь, что на самом-то деле читать я не умею — считываю какой-то один уровень, а мимо остального глупо проскакиваю и управлять этим процессом не могу.

А ведь как интересно научиться читать на разных уровнях: закопаться в самую глубину текста и разобрать его по ниточке, проскользить по поверхности на быстрых коньках, прочитать как исторический источник и ещё десятком способов. Вывод: нужно заново учиться читать. Активно. Вдумчиво. Многоэтапно. Чтобы освоив "полифоническое" чтение, видеть в книгах сокрытое между строк. Максимально полно и многогранно воспринимать любой текст.

Тогда великие книги прошлого из разряда литературных памятников перейдут в категорию "настольная книга" для доброй и содержательной беседы. Ведь, единственное, что можно сказать наверняка – чтение, оно для счастья.


+ A -

Current Zoom: 150%

User login