1. Биография
2. Литература
3. Сайты
4. Хикметы
Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи (1093-1166 гг.) - мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник, основоположник тюркской ветви суфизма. Яссауи родился в городе Яссы, в 1093 г., согласно другим источникам - в 1103 г., 1036 г., 1041 г. и ушел из жизни в 1166 г. в г. Сайрам (Исфиджаб).
Отец Ахмета, Ибрагим был образованным человеком. Первым учителем и воспитателем ребёнка был Арыстанбаб. После его смерти, в 17 лет, Ахмет прибыл в город Яссы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв.). С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском; стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани в городе Бухара. В результате всестороннего духовного образования и глубокого познания основ суфизма, Ходжа Ахмет Яссауи удостаивается сана знатока суфизма и возвращается в г. Яссы. Здесь он основывает суфийский орден «Яссави». Суфизм был новым мистико-аскетическим течением в исламе. В Центральной Азии суфизм получил распространение в IX-X вв., что выражалось в создании школ отдельных суфийских толков, оформлявшихся в ордена, во главе которых стояли наставники.
К Яссауи шло большое количество поклонников и паломников. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые «баба», распространили учение Яссауи в Туркестане, среди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии.
Согласно легенде, в 63 года Ходжа Ахмет Яссауи вынужден был уйти от мирской суеты для служения Всевышнему. Последние годы жизни Яссауи провел в подземной келье города Яссы, около мечети. Данный свой поступок он объясняет следующим образом: «Достиг возраста пророка, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророком». В 1166/67 г. Ходжа Ахмет Яссауи умер и, как великой святой, был похоронен в городе Яссы. Существуют различные данные о продолжительности жизни Ходжа Ахмет Яссауи. По одним данным, он прожил 73 года, по другим - до 85 лет. По предположению турецкого исследователя Ф. Копрулу, Хожа Ахмет Яссауи прожил 120 лет. Казахский поэт Ж. Аймаутов, опираясь на хикметы самого Яссауи, считает, что он прожил 125 лет.
Ходжа Ахмет Яссауи был первым талантливым тюркским поэтом, написавшим свои произведения на огузско-кыпчакском диалекте. Среди наиболее известных его произведений - «Диван-и хикмет» («Книга мудрости»), «Мират-ул Кулуб» («Зеркало души»), «Пакыр-нама» («Сказание о бедном»). Но наиболее известной, дошедшей до нас в нескольких вариантах, является «Диван-и хикмет» («Книга мудрости») Ходжа Ахмета Яссави, которая написана на старотюркском языке с кыпчакским диалектом и относится к общему наследию тюркоязычных народов. Оригинал не сохранился, до нас дошла лишь копия XV-XVI века. В этом произведении обобщены основные положения ясавийского тариката. «Диван-и хикмет» Ходжа Ахмета Яссауи проповедовал ислам и способствовал укреплению мусульманства в народе.
Исторические документы свидетельствуют, что «Диван-и Хикмет» Ходжа Ахмета Яссауи переписывался множество раз, редактировался, дополнялся. Рукописи «Диван-и Хикмет» хранятся, в основном, в библиотеках Ташкента, Санкт-Петербурга, Стамбула. В последние десятилетия «Диван-и Хикмет» несколько раз переиздавался как за рубежом, так и в Казахстане.
По мнению исследователей тюркской ветви суфизма, суфийская школа Ходжа Ахмета Яссауи имеет свои особенности. Как обязательное условие нравственно-духовного совершенствования и постижения Бога она требовала прохождения пути, основными этапами которого были: шариат, тарикат, хакикат, магрифат. Шариат - означает ведение благочестивой жизни согласно предписаниям ислама; тарикат - это мистический путь, означающий отречение от мирского; магрифат - мистическое познание и достижение экстаза, временного единения с Богом, хакикат - стадия постоянного общения с Богом в состоянии фана, когда суфии путем подавления мирских желаний достигает совершенства.
В «Диван-и-хикмете» большое внимание уделяется толкованию четырех позиций: шариата, тариката, хакиката, магрифата. По мнению Ахмета Яссауи, без шариата, тариката, магрифата невозможен хакикат (т. е. приближение к Аллаху). Само определение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью. Яссауи призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему, тюркский язык был введен в литературный обиход. Благодаря Яссауи суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него - стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии.
По приказу повелителя Темира в XIV веке в Туркестане был воздвигнут архитектурный памятник - мавзолей, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Посещение этого мавзолея три раза приравнивалось Хаджу к Мекке. Мемориальный комплекс Ходжа Ахмеда Яссави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5х65,5 метров) с порталами и куполами. Толщина внешних стен – почти 2 метра, стены центрального зала - 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 комнат. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости.
Представленный далее список отражает литературу, имеющуюся в фонде ОДЮБ им. Алтынсарина г. Костанай.
-
Бондаренко, Ю. Я. Ахмед Ясави - святой и мятежный / Ю. Я. Бондаренко // Мысли вслух. Заметки о культуре. - Костанай, 2006. - С. 51-54.
-
Гонгало, В. Становление правовой и философской мудрости казахского народа / В. Гонгало // Саясат. - 2008.- № 7. - С. 53-69.
-
Доброта, Л. Взгляд сквозь века, или Как сохранить Цитадель / Л. Доброта // Казахстанская правда. - 2012. - 16 ноября. - С. 15.
-
Жетписбаева, Б. А. Древнетюркская литература: учебник / Б. А. Жетписбаева. - Алматы: Юридическая литература, 2007. - 256 с.
-
Жетписбаева, Б. А. Тюркская литература Х - ХII вв: для шк. с рус. яз. обучения: в пом. учителю / Б. А. Жетписбаева. - Алматы: Литера, 2001. - 88 с.
-
Келимбетов, Н. Многотомное собрание сочинений. Т. 10. Древние литературные памятники тюркских народов / Н. Келимбетов; сост. Ш. Нематова, А. Нематов; предисл. К. Келимбетов; пер. с каз. Г. Толегулулы.- Алматы: Раритет, 2014. - 477 c.: портр.
-
Классическая литература. Х-ХІІ вв // Жетписбаева Б. А. Древнетюркская литература: учебник. - Алматы. - 2007. - С. 185-252.
-
Кусаинов, Ш. Поучительный рассказ в хикметах ходжи Ахмета Ясави / Ш. Кусаинов // Простор. - 2005. - №10. - С. 190-192.
-
Кусаинов, Ш. Чувство как состояние в хикметах ходжи Ахмета Ясави / Ш. Кусаинов // Простор. - 2005. - № 9. - С. 159-160.
-
Кусаинов Ш. Теософия корпуса хикметов ходжи Ахмеда Йасави / Ш. Кусаинов // Простор. - 2011. - № 7. - С. 112-135.
-
Қасқабасов, С. Немеркнущее слово: [об устном народном творчестве Казахстана] / С. Қасқабасов // Қасқабасов, С. Алтын жылға: зерттеулер мен мақалары. - А., 2013. - С. 117-155.
-
Петраш, Ю. Г. Тень средневековья / Ю. Г. Петраш. - Алма-Ата: Казахстан, 1981. - 152 с.
-
Предания Адаевцев о святых, секты Ханафие, живших и умерших на Мангышлаке / сост. С. Ф. Мажитов // История Казахстна в русских источниках ХVІ - ХХ веков: народные предания об исторических событиях и выдающихся людях Казахской степи. Т. ІХ. - Алматы, 2007. - С. 128-141.
-
Средневековые города на Великом шелковом пути // Иллюстрированная история Казахстана: С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. - Алматы, 2004. - Т. 1: Казахстан от эпохи палеолита до монгольского нашествия. - 2004. - С. 259-302.
-
Средневековые поэты / пер. О. Жанайдарова // Озера степные: два тысячелентия поэзии: сборник произведений казахской поэзии V-ХІХ вв.- Алматы.- 2008. - С. 63-72. - (Жыр жауһары).
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ахмед_Ясави
2. http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/content/history/portret/yasavi.htm
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мавзолей_Ходжи_Ахмеда_Ясави
4. http://visitkazakhstan.kz/ru/guide/places/view/460/
5. http://www.unesco.kz/natcom/turkestan/r12_divan.htm
6. http://kazakhstan.orexca.com/rus/khoja_akhmet_yassavy.shtml
7. https://www.youtube.com/watch?v=523Q0w7ukDA
8. https://www.youtube.com/watch?v=mRgkY2dfcsE
9. https://www.youtube.com/watch?v=55Z6MqX9CeE
Для мусульман мои хикметы будет учителем
Кто бы ни был, должен поклоняться богу,
Мои хикметы, говори только тем кто поймет.
Восславляя молитвами, погружайся в милость Аллаха.
Произнеся "Бисмилляхи..." я начну сказывать хикмет,
Рассыпая ученикам драгоценности и бриллианты (слов)
Напрягая душу, испытывая горе, захлебываясь кровью,
Открываю я страницы сказаний "Дафтар-и сани".
Благословляю вас жаждущих истины, единения
И откровенных разговоров с родственными душами.
Благосклонен я к несчастным и обездоленным
И избегаю тех, кто пресыщен жизнью, доволен собою.
Где бы ты ни увидел прокаженных, упавших духом, будь мягок,
Если такой несчастливец в неведении, поделись сокровенным знанием
В судный день, чтобы быть ближе к Всевышнему,
Я сбежал от высокомерных, самоуверенных гордецов.
Обездоленных, несчастных, осиротевших знал Пророк
В ту ночь вышел он в М`аридж чтобы увидеть,
Спросить и посочувствовать обездоленным,
И я тоже решил пуститься по следам несчастных.
Если ты умен и мудр заботься о нищих
Как Мустафа собирай и опекай сирот повсюду
От алчных и подлых, держась подальше
Убереги себя и стань как полноводная река.
Превратившись в черствого, злоязыкого, коварного
Лжеученый, читая Коран не делает благодеяния.
Нет у меня состояния, чтобы растратить
Боясь гнева Хак -а, без огня сгораю я.
Беззащитных, обездоленных и сирот ублажай
Одари, уважь их, душу им осветли.
Трудом заработаешь хлеб, с чистой душой придут люди.
Эти слова услышав, я от Всевышнего передаю вам.
Если он не суннит и неверный, то пропадет
От черствых и злоязыких Аллах отворачивается
От имени Аллаха им уготован ад.
Эти слова, услышав от дамоллы - передаю вам.
Приняв правила суннитов, стал правоверным,
Спустившись в подземелье один, получил озарение.
Поклонников Всевышнего видел много и понял:
Грешные радости и наслаждения отсек кинжалом.
Грешные чувства сбили с пути, погубили
Заставили важничать перед простым людом, унижая их.
Не давали читать молитвы и заклинания, сдружили с шайтанами.
Заставил себя отдалиться, пронзив острием кинжала, плотское.
Жаждущие лучезарной славы бездарные рабы.
Безвинных заставляют унижаться.
Беийты, аяты, хадисы для них ерунда,
Поэтому я утопаю в неизбывном тяжком горе (из-за невежд)
В просторных садах любви к Всевышнему,
Хочу быть соловьем, который на рассвете поет печальные песни свои...
В те часы хочу увидеть лучезарный облик
Моего Аллаха, глазами сердца своего.
Пусть питается сердце любовью,
Одеждой счастья укроется тело.
Силой любви хочу возвыситься,
И птицей опуститься на веточку сознания.
Пока не отведаешь нектар любви,
Пока не оденешь одежды влюбленных,
Пока не соберешь в единое веру и поклонения,
Не сможешь увидеть божественный лик Создателя.
Помогай всем людям, работай как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай их.
От подлых людей нет никакой помощи.
Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек, самая высшая благодарность.
Если ты правоверный - иди по пути пророка к Аллаху
Если услышишь их имя, поклоняйся и восхваляй их.
Попробуй судьбу обездоленных и несчастных, учись у них.
Стань опорой несчастным и калекам, пойми их.
Милостивый Создатель мой, поставь на верный путь,
Своею милостью и любовью озари.
Своих заблудших рабов направь на верный путь,
Без тебя невозможен этот путь.
Для божественной проповеди нужен учитель,
У этого учителя, должен быть надежный ученик
Работая усердно, они должны заслужить высшую благодарность.
Такие любящие и преданные будут отмечены Всевышним.
Люди влюбленные в Создателя, достигли своей мечты.
Смотри не опозорься, прикидываясь влюбленным,
Через мост по имени Сират, который тоньше
И острее лезвия меча, лжецы не пройдут на том свете.
Если ты влюблен, люби так,
Пусть ароматом донесется до людей сила твоей любви
Как только услышит имя Аллаха, готов ко всему.
Такой влюбленный не нуждается в земном.
Составители: Астафьева Е. А., Сейдина Ж.З.