Забирова Ольга Александровна
Библиограф Костонайской
областной библиотеки
для детей и юношество им. И. Алтынсарина
Современные дети растут в меняющемся информационном мире. Интернет и компьютерные технологии открывают перед ними новые возможности получения информации и новые способы обучения. Меняется информационная среда - значит, должны меняться и библиотеки. Многие годы детские библиотеки разрабатывали службы и проводили мероприятия, чтобы творчески поддержать информационные потребности читателей, развить их воображение и просветить умы. Традиционная библиотечная модель может и должна быть адаптирована к новому виртуальному миру.
Применение компьютеров в библиотечно-информационной деятельности позволило не только существенно ускорить, но и повысить качественный уровень обслуживания пользователей. Какие же возможности открылись перед нами с появлением компьютеров? Как высказался один журналист: «Человек, вооружейный компьютером, может творить такие чудеса, которые и не снились Алладину с его волшебной лампой или старику Хоттабычу с его чудесной бородой».
Опыт использования компьютерных технологий в нашей библиотеке составляет 5 лет. За это время удалось сделать довольно много. Какие чудеса творим мы? Ведем единую электронную регистрационную картотеку можем похвастаться тем, что программа была создана на базе нашей библиотеки), предоставляем читателям материалы на электронных носителях (к сожалению, пока только для просмотра в стенах библиотеки). Журнал «Ежик», который выходит ежеквартально, с момента своего появления (первый номер вышел в свет в 2000 году) представлен так же и в электронной версии на сайте библиотеки: желающие смогут ознакомиться с творчеством наших читателей по Интернету. Создается электронный каталог, постоянно пополняется электронная картотека. Программа РАБИС имеется на всех компьютерах библиотеки и мы предлагаем нашим юным пользователям попробовать самим сориентироваться в этом новом виде предоставления информации, потому что для нас очень важно, чтобы электронные ресурсы библиотеки были доступны и понятны всем нашим читателям. то же представляет собой ЭК? Он создан на основе баз данных библиографических описаний. Его основные функции таковы: ввод в базу библиографические описания, распечатка карточек для систематического каталога и тематических статей, предоставление информации пользователям.В нашей библиотеке возможность создания электронного каталога появилась несколько лет назад, благодаря программе РАБИС. РАБИС - это республиканская автоматизированная информационная система. Это первая и единственная программа, с которой мы имеем дело. Начиналось все более чем оптимистично: удобный ввод информации, полнота и точность росписи, легкость формирования текущих указателей, оперативность доведения информации до потребителей, упрощенная поисковая система. Период освоения новой программы осуществлялся на местах и был очень коротким. Главное - мы освоили основные функции, разбираться в тонкостях РАБИСа пришлось уже в процессе работы. Сейчас, имея 2-х годичный опыт работы с программой, изучив её «от» и «до», у меня появилось много вопросов, как и к разработчикам РАБИСа, так и к вам, уважаемые коллеги. Да, наши библиотеки оснащены компьютерами, мы так много говорим об информатизации и автоматизации, но ведь эти понятия включают в себя не только широкое применение компьютеров, но и создание общедоступных баз данных. А так ли доступны наши БД для наших маленьких читателей и ребят постарше? Существуют ли у нас электронные каталоги, адаптированные специально для детей младшего возраста? А ведь есть необходимость в создании такой информационно-компьютерной системы.
Имеющаяся система РАБИС не адаптирована специально для детей, и сколько таких программ, которые не обеспечивают благоприятные условия для выбора информации.
Детские библиотеки создают собственные БД с помощью «взрослых» программ, приспосабливая их для своих нужд. Но будет ли такая замена эффективной? Ведь у детей должен быть свой собственный ЭК - красочный, иллюстрированный, с дружелюбным интерфейсом и очень простым методом поиска, чтобы ребенок с легкостью мог найти те книги и ту информацию, которая его интересует. Хочу отметить, что помимо ЭК, на уровне должна быть и электронная картотека статей. Ведь очень много информации представлено в самых популярных детских журналах.
Сегодня нам доступно большое количество периодических изданий для детей. Если раньше СКС была ориентирована на детей среднего и старшего возраста, а изданий для детей младшего возраста было немного и они практически не подвергались библиографированию, то сегодня ситуация в корне изменилась. У нас имеется много журналов и газет для дошкольников и ребят младших классов. Малоинформационными эти издания назвать нельзя, здесь много необходимых фактов и сведений, адресованных детям младшего возраста. Надо заметить, что и полиграфическое оформление этих изданий улучшается с каждым годом. Такой журнал ребенку приятно взять в руки, красочный, с множеством потрясающих фотографий, где собрана масса информации, в которой нужно помочь сориентироваться маленькому читателю.
А теперь давайте посмотрим на БД детской библиотеки младшего отдела обслуживания. И что мы видим? Бледная, скучная, ни рисунка, ни значка. А психологическая особенность ребенка такова, что он легче усваивает материал, если тот сопровождается рисунками. Кроме того, благодаря красочным иллюстрациям дети общаются с компьютерной программой с огромным удовольствием. К тому же, электронная картотека для детей может и должна быть богатым содержательным материалом, где отсканированы картинки, фотографии, рисунки.
А на деле - ни подсказок, ни ссылок - как этим пользоваться, с чего начать, как найти нужный материал? Может быть читателя постарше и устроит подобная подача информации, но не маленького ребенка. Словари ключевых слов, персоналии для детей от 3 до 10 лет свои собственные, отличные от других, т.е. «взрослых» словарей. У детей свой язык общения с компьютером, собственные ключевые слова. Стратегия поиска читателя-ребенка значительно отличается от стратегии взрослого. Дети только учатся языку общения с людьми и машиной. Поэтому база данных обязана быть дружественной, понятной, доступной ребенку.
Для самых юных читателей компьютерные технологии в библиотеке пока не могут обеспечить благоприятные условия для выбора информации познавательного свойства или по настроению. А ведь теоретически и практически возможно создать электронную картотеку для детей, и такие примеры есть. Но их единицы. Мы, библиографы, внимательно следим за публикациями в профессиональных изданиях, но проблемы автоматизации библиотечных процессов в библиотеках для детей и юношества - редкая тема. Я сомневаюсь в том, что вас, уважаемые коллеги - библиографы, работники отдела комплектования и всех тех, кто занимается созданием электронного каталога и картотек, устраивают «взрослые» программы, если вы трудитесь в детских или юношеских библиотеках. Вы не столкнулись пока с подобной проблемой? Закрываете на это глаза? Или вы просто не хотите делиться информацией?
«Детские» программы уже создают специалисты на местах, обычно это программисты, которые уже «освоились» в библиотеке, терминологии и прониклись этой проблемой. Ноэто- индивидуально для каждой библиотеки. А если у нас нет такого специалиста? Что делать нам? Выиграть грант? Но это тоже - не выход. Опять же - нужны люди, которые были бы заинтересованы в этом деле. Купить новую программу? Во-первых, сначала нужно найти готовую программу, а во-вторых, любая хорошая идея стоит не дешево...
А ведь есть дети, которые общаются с компьютером на ты и, вполне возможно, что эти ребята сами могли бы разрабатывать новые, пользующиеся большим вни-д.снием и спросом разделы. Я задаю эти вопросы, и сама пытаюсь на них ответить.
На мой взгляд, действительно существует проблема - отсутствие электронной версии «детского» каталога, вернее - неприспособленности её для маленьких читателей. Поэта проблема не единственная. Сегодня мы акцентируем внимание на приоритетном внедрении автоматизированных технологий, постепенно отказываясь от ведения традиционных картотек. Но если это произойдет, то в штат и структуру библиотеки, в связи с переходом на новые технологии, должны быть внесены коррективы, вплоть до изменения функций отделов.
Свободный доступ к информации - вот главная задача библиотеки. Специально оборудованный электронный читальный зал - такое богатство электронных информационных ресурсов, безусловно, привлекло бы читателей.
Постоянно дежурящий оператор в случае необходимости мог бы оказать помощь при работе с компьютером. Уровень подготовки пользователей разный - некоторые из них профессионально владеют ПК, другие - только начинают знакомиться с этой техникой. Для успешного библиографического обслуживания, в идеальном варианте, необходимо иметь персональное рабочее место библиографа-специалиста, который сам уверенно работает в БД и сможет дать квалифицированную консультацию.
Катастрофически в библиотеке не хватает специалистов - системщиков, программистов, технологов со знанием библиотечного дела. Вузы культуры таких специалистов не готовят, обученных в других вузах мы привлечь не можем, т.к. бюджет библиотеки не всегда располагает к введению в штат еще одного работника. В библиотеке работают выпускники вузов культуры, а в этих вузах, к большому сожалению, не предусмотрено преподавание компьютерных технологий. Выпускникам приходится за свой счет доводить свои познания до необходимого уровня.
На сотрудника, работающего с ПК, накладывается множество обязательств: наши специалисты должны не только обслуживать читателей, но и консультировать коллег, организовывать обучающие семинары, выпускать методические пособия, при этом быть и библиотекарем, и системным администратором одновременно. В библиотеках ощущается явный недостаток квалифицированных сотрудников (систематизаторов и предметизаторов), отсутствие опыта ведения предметного электронного каталога и картотеки. А ведь для того, чтобы преподать тему, нужно самому хорошо в ней разбираться.
Хотелось бы узнать от вас, уважаемые коллеги, как вы решаете подобные проблемы. А проблемы эти существуют и, судя по всему, требуют самого пристального внимания, глубокого изучения и рекомендации квалифицированных специалистов. Неплохо было бы услышать и разработчиков подобных программ. Что они думают по этому поводу, будут ли как-то усовершенствоваться информационные системы, учитывая проблемы детской библиографии. Возможно ли как-то упростить РАБИС для создания детской информационной системы? Более адаптировать для детей уже имеющийся вариант программы? А может быть эта проблема должна решаться не только силами библиотекарей и разработчиков программ, стоит ли искать поддержки в высших инстанциях?
Мы готовы выслушать каждое мнение и будем рады любой полезной информации, которая сможет помочь нам в решении этих проблем.
Кітапхана әлемі.- 2004.- №3.- С. 25-27