ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
«БИБЛИОТЕКА БЕЗ ГРАНИЦ»
Постановка проблемы.
В последние годы в обществе наблюдается повышенное внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями. Остро стоит вопрос о социальной изолированности этой группы населения. С самого детства «особенные» дети ограничены в удовлетворении своих коммуникативных, познавательных и информационных потребностей. Одним из социальных институтов призванных решать данную проблему являются библиотеки, в том числе детские. Детские библиотеки, обладая необходимыми ресурсами, способны решить проблему организации интеллектуального досуга детей с особыми потребностями, способствовать интеграции таких детей в социокультурную среду, формировать толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями среди подрастающего поколения.
Для реабилитации детей-инвалидов в библиотеке должно создаваться внутреннее комфортное, безбарьерное пространство, предполагающее свободный доступ к фондам библиотеки, получение информации в доступных форматах.
Цели проекта.
– социокультурная реабилитация детей с ограничениями физического здоровья средствами библиотечного обслуживания;
– через традиционные и инновационные формы и методы библиотечной деятельности содействие интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, повышение уровня социализации и адаптации в обществе.
Задачи.
· определение групп потенциальных читателей с особыми потребностями;
· организация более широкого и полного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к информации, достижениям отечественной и мировой культуры;
· формирование фонда библиотеки специальной литературой по социальной реабилитации «особых» детей;
· изучение читательских спросов детей с ограниченными возможностями и родителей воспитывающих «особенных» детей, потребности в услугах библиотеки;
· укрепление партнерских связей между людьми и организациями, принимающими участие в судьбе детей с ограничениями здоровья;
· участие «особых» детей в социокультурной деятельности, раскрытие и развитие творческих возможностей детей;
· применение принципов библиотерапии в работе с «особыми» детьми;
· информационное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов;
· оказание методической помощи семьям детей-инвалидов в привитии навыков чтения;
· формирование терпимого, милосердного отношения к детям-инвалидам в среде сверстников;
· изучение возможностей детских библиотек при организации работы с детьми с ограничениями по здоровью;
· методическая, консультативная работа с кадрами детских библиотек, работающих с детьми с ограниченными возможностями;
· улучшение материально-технического оснащения библиотеки как центра по работе с детьми-инвалидами.
Партнёры по реализации проекта.
· городское общество инвалидов
· центры реабилитации
· психологи, работники социальной сферы
· общественные движения, благотворительные организации, волонтеры
Основные направления работы
с детьми-инвалидами и родителями.
1. Исследовательская работа.
· создание фактографической картотеки учреждений социальной защиты;
· создание фактографической картотеки читателей-инвалидов, отражающей возраст, категорию инвалидности, читательские интересы, заинтересованность в библиотеке;
· организация анкетных опросов среди читателей-инвалидов с целью изучения их информационных потребностей;
· формирование информационного банка данных «Дети с ограниченными возможностями» и разработка на его основе индивидуальных планов чтения по интересам и возможностям ребенка.
2. Организация качественного библиотечного обслуживания детей-инвалидов разных категорий.
· создание картотеки читательских интересов;
· формирование фондов коррекционно-педагогической литературы для детей, родителей, социальных педагогов; дидактическими играми; приобретение крупнопечатных, тактильных изданий, аудиоизданий;
· предоставление читателям-инвалидам информационную продукцию по их требованию, при наличии ее в библиотечных фондах;
· издание информационных буклетов о возможностях библиотеки;
· информационное сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка;
· «Консультант Плюс» - консультации юриста, програмиста, психолога;
3. Организация предоставления специальных библиотечных услуг инвалидам.
· организация обслуживания инвалидов на дому в рамках услуги «Домашний абонемент»;
· дифференцированный подход к читателям на основе их изучения;
· предоставление инвалидам возможности работы на компьютере и бесплатного интернета;
· организация работы с родителями в рамках родительского клуба;
· проведение уроков рисования для детей с ограниченными возможностями «Я рисую!».
4. Организация информационно-библиографического обслуживания читателей-инвалидов.
· ведение тематических картотек по актуальным вопросам: «Социальная защита», «Ответы юриста», «Медицина для вас»;
· создание рекомендательных списков.
5. Организация проведения досуговых мероприятий для читателей-инвалидов.
· приглашение детей с ограниченными возможностями на все библиотечные мероприятия;
· организация выставок творческих работ читателей-инвалидов с целью ознакомления с ними других категорий читателей;
· организация сотрудничества с учреждениями культуры;
· организация мероприятий совместно с городским обществом инвалидов.
6. Организация службы библиотерапии для читателей-инвалидов.
· знакомство с опытом других библиотек по применению библиотерапии и применение его в работе библиотеки;
· сотрудничество с психологами и дефектолами, сурдологами;
· проведение выставок, обзоров, бесед по вопросам библиотерапии;
· составление рекомендательных списков по библиотерапии при помощи специалиста в области психологии.
7. Организация подготовки библиотечных работников по обслуживанию инвалидов.
· постоянное изучение отечественного и зарубежного библиотечного опыта работы с читателями-инвалидами;
· постоянное ознакомление с проблемами социальной защиты охраны здоровья инвалидов;
· консультации специалистов (психологов, сурдологов, социальных педагогов, дефектологов);
· знакомство с организациями и учреждениями для инвалидов и их деятельностью.
8. Улучшение материально-технического оснащения библиотеки как центра по работе с инвалидами.
· организация свободного внутреннего пространства: (обеспечение инвалидам широкого прохода к стеллажам на абонементе, библиотечным каталогам — в читальном зале, организация специальных мест для работы в читальном зале);
· для реабилитации детей в библиотеке должна быть создана особая среда через сотрудничество, соучастие, сотворчество со здоровыми сверстниками в различных видах совместной деятельности. В библиотеке должно быть организовано удобное эргономичное пространство:
· безбарьерная среда;
· подъездные пути;
· пандусы;
· поручни
· перила (для инвалидов-колясочников);
· приспособленные места общего пользования;
· создание специального документного фонда «Книги, помогающие жить»;
· игротека;
· зал творчества и релаксации.
Предполагаемые результаты программы.
· интеграция инвалидов в обществе как полноправных граждан. Расширения сферы общения инвалидов;
· привлечение новых читателей в библиотеку;
· повышение информационной культуры, культуры чтения читателей-инвалидов.