"Золотой человек" в Костанае

Дс, 24/10/2016 - 10:21 — julia

В качестве подарка национального музея жителям страны к 25-летию Независимости, известный на весь мир исторический экспонат «Золотой человек» «путешествовал» по областям Казахстана. Побывал он и в Костанае, в Музее им. И. Алтынсарина.

Иссыкский «Золотой человек» - одна из уникальных археологических находок, найденных на территории Казахстана, отражающий историю, эволюцию искусство древних насельников, живших на территории Казахстана в VII-III вв. до н.э.

В 1969 году казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты, назвав его «Иссык».

17-18 летний сакский воин (пол не установлен), был уложен на спине, головой на запад. Под ним лежала матерчатая подстилка, расшитая мелкими золотыми бляшками. Воин был одет в золоченную парадную форму. Общее число золотых пластин и блях на одежде воина - свыше 4 тысяч. Все бляшки с животными объединены растительными мотивами. На голове высокий (65-70 см) конусообразный головной убор, украшенный более чем 200 золотыми предметами с изображением фигурок барса, архара, горных козлов, лошадей и птиц. На шее висело золотое ожерелье. Куртка из красной кожи усыпана мелкими золотыми украшениями.

Ануар Алимжанов в романе «Дорога людей» устами своего героя очень поэтично рассказывает об одеянии Золотого человека, значении его элементов:

«...Посмотрите на этот головной убор, устремленный острием ввысь. Расширяясь книзу, он плотно укрывает шею, предплечье, грудь с левой и правой стороны. Он сшит из добротно выделанной, подобно велюру, тонкой белой кошмы, обшит тщательно обработанной кожей, на которую плотно, один к другому, подогнаны золотые пластины на серебряных крючках. Тончайшие нити из сухожилий, которыми чабаны и табунщики пользуются по сей день, называя их «тарамыс» или «нитью Томирис», придавали головному убору еще большую прочность. Головные уборы для саков Жетысу были не только частью одежды, но и знаком их отличия от других племен и народов. В его форме, в его украшениях, в оформлении головного убора своего вождя, жреца, полководца или царя саки Жетысу выражали свои философские взгляды, свое понимание жизни и свое отношение к природе.

Тонкое острие шапки венчает выполненная из чистейшего золота фигурка гордого горного архара. Это уникальнейшая, тончайшая и талантливейшая работа. В крохотной фигурке передана каждая складка на теле гордого животного, поднявшегося на неприступный пик горной гряды.

Архар, обитающий среди неприступных скал, был символом величия, мудрости, силы и гордости. Он жил выше всех и был ближе всех к небесам, к богу — Солнцу. Саки Жетысу обожествляли природу и зверей, поклонялись Солнцу...

Вглядитесь внимательнее! Боковые и затылочные стороны верха головного убора опоясаны тремя зонами орнаментального рисунка, составленного из тщательно и высокохудожественно отделанных золотых пластин и бляшек. Верхняя зона — это накладные, острые, волнообразные пластины, дающие четкий рисунок силуэтов горных вершин. Беспрерывна цепь гор. Различны по высоте их вершины. Вот эти три утеса точь-в-точь повторяют силуэт самых могучих вершин Заилийского Алатау, а вот эти, расположенные на правой стороне, в точности копируют очертания вершин Хан-Тенгри. Из глубоких ущелий, что меж вершинами, тянутся ввысь деревья. Их четыре — два с правой, два с левой стороны головного убора. На вершине каждого — птица. По тому, как она взметнула крылья, готовясь к полету, в птице можно призиать сокола.

Вторая зона, составленная из более плотных и мелких, округленных в верхней части бляшек, является имитацией густых волнистых вершин непроходимых лесных чащоб. Над чащобами, словно символы солица, сверкают золотые львиные головы в фас. Их по три с левой и правой стороны и одна сзади. И последняя, третья зона, состоящая из отдельных орнаментальных рисунков,— разрозненные барельефы высот Дарданских гор, Хан-Тенгри. Симметрично расположены фигурки горных тэков, приготовившихся к прыжку; снежного барса, внезапно с грозным видом повернувшего голову назад; крылатого льва, резко развернувшегося и с грозным рычанием всматривающегося туда, куда устремлен взгляд сакского воина. А самый низ головного убора украшен стилизованными деталями орнамента саков Жетысу тех далеких времен. Но самое главное — лобная или лицевая сторона головного убора. Она несет в себе огромную смысловую нагрузку. Видите, та же имитация из золота узко срезанных, густых, волнистых вершин лесной чащобы составляет нижнюю надбровную часть шапки. Но здесь эта имитация является основой единого по своему содержанию произведения высокого мастерства, огромного эмоционального воздейстия. Оно выполнено в виде протомы рогатых голов двух крутошеих, сильных крылатых скакунов, соединенных единым туловищем. Их мощные крылья художник-ювелир преобразует в стилизованных куланов. Куланы, прижав уши, храпя от ярости или любовного экстаза, встали на дыбы и прикоснулись друг к другу копытами. Как два лунных серпа, массивные и могучие рога скакунов придают замкнутость и художественную завершенность украшениям, расположенным на лицевой части головного убора.

Справа и слева обрамляя лобную часть, тянутся ввысь по два узких, но сильных птичьих крыла, а из-за крыльев устремились к небу и застыли на подступах к божественному архару, властно взирающему с высоты, четыре тонких золотых стрелы с навершием в виде листьев оливы или тала.

Каждая фигурка, каждый рисунок или штрих, нанесенный на золотую пластину или бляху, на головной убор, на пояс или кафтан, на рукоять или ножны меча и ножа, имеет свой смысл, свое содержание. А таких золотых предметов в костюме иссыкского воина более четырех тысяч. Барельефы горных вершин подчеркивают границы ареала его предков — земель, где обитали племена саков-тиграхаудов. Это богатые края, там обитают многие звери, начиная от львов и тигров в камышах и степях близ Арала и Сырдарьи до южного Прибалхашья. Племена саков Жетысу так же, как китайцы и индийцы, поклонялись древу жизни — таинственному Млечному Пути — и почитали птиц, умеющих парить в поднебесье. И если в Ниневии и Нимруде, Персии и Египте как символы силы, мудрости и воспроизведения себе подобных почитались крылатые быки и львы, то саки Жетысу обожествляли архаров и крылатых коней...

С тех пор, как человек стал мыслить, он подражает самой природе и себе подобным. Но это подражание было не стихийным и слепым, а осознанным. В нем одновременно содержалось и противостояние чужому прошлому. Так, для саков Жетысу крылатый конь был символом Солнца. А архар, олень, горный козел или снежный барс могли быть родовыми тотемами вождя того или иного племени, обобщать же все эти тотемы имел право лишь царь или верховный жрец, а точнее — глава союза сакских племен данного ареала. Видимо, только он или один из них — царь, жрец, глава союза или его преемник — мог позволить себе украсить лобную часть короны (назовем так головной убор юного сака) рогато-крылатым конем...».

Более подробно с информацией о «Золотом человеке» можно познакомиться в Областной библиотеке для детей и юношества им. И. Алтынсарина, воспользовавшись предложенным далее списком литературы:

Исторические сведения:

1. Бейсенбайулы, Ж. Қыңрақ-акинак Золотого человека / Ж. Бейсенбайулы // Мәдени мұра. - 2015. - № 1. - С. 94-97.

2. Золотой человек: [описание археологической находки] // Вундеркинд. - 2014. - № 2. - С. 4-6.

3. Золотой человек из кургана Иссык // Иллюстрированная история Казахстана: с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. - Алматы, 2004. - Т. 1. - С. 111-212.

4. Лухтанов, А. Жетысу - земля древних курганов и батыров: исторический обзор / Лухтанов, А. // Дружные ребята. - 2013. - № 32. - С. 7 ; № 33. - С. 12-13.

5. Матыжан К. Тарихи ғажайыптар / Матыжан К; сурет. А. Краус.- Алматы: Аруна, 2001.- 11 Матыжан К. Чудеса Казахстана / Матыжан К; пер. И. Уюкбаев; худож. А. Краус.- Алматы: Аруна, 2001. - 12 с.: ил. - (Сен білесің бе?).

6. Мухтарова, Г. Диалог как перспективная форма развития музеев: наследие / Г. Мухтарова, Гульмира, С. Даутова // Мәдени мұра. - 2016. - № 3. - С. 132-136.

7. Турекулов, Т. Новая реконструкция "Золотого человека": клуб ценителей древности / Т. Турекулов // Кумбез. - 2000. - № 9-10. - С. 46-50.

8. Турекулова, Н. "Золотой человек" и его представления о мире: из глубины веков / Н. Турекулова // Кумбез. - 1998. - № 3. - С. 32-35.

9. Утешева, А. Мир - караван-сарай [о деятельности наших предков в эпоху бронзы] / А. Утешева // Байтерек. - 2013. - № 1. - С. 54-59.

10. Шимырбаева, Г. "Мой муж - "отец" Золотого человека": [45 лет назад в Иссыкском могильнике был обнаружен человек в золотой одежде] / Г. Шимырбаева // Казахстанская правда. - 2014. - 6 июня (№ 110). - С. 14.

11. Шкляева, С. История прикладного искусства Казахстана от древности до современности: зооморфная мифологема в прикладном искусстве сакской эпохи / С. Шкляева // Шкляева С. История искусств Казахстана.- Алматы, 2011. - Т. 1. - С. 17-28.

Художественные произведения, легенды, мифология:

1. Алимжанов, А. Дорога людей: роман / А. Алимжанов // Алимжанов, А. Собрание сочинений в трех томах. - Алма-Ата, 1989. - Т. 2. - С. 266-463.

2. Оразбекұлы, К. Алтын адам / К. Оразбекұлы // Ұлан. - 2004. - 24 ақпан (№ 8 ). - Б. 7.

3. Бакбергенов, С. Сказание о золотом человеке: повесть-легенда / С. Бакбергенов; пер. с каз. М. Жанузаковой; худож. Н. Бубэ. - Алма-Ата: Жалын, 1989. - 56 с.: ил.

4. Жанайдаров, О. Мифы Великой Степи: мифология и религия древних тюрков / О. Жанайдаров // Нива. - 2006. - № 1. - С. 81-103; № 2. - С. 85-107; № 3. - С. 134-158; № 4. - С. 127-152.

5. Сказание о золотом человеке // Дружные ребята.- 2008. - № 22. - С. 4-5.

Сценарии, викторины:

1. Ержанова, Ш. Ата тарих тұмасы-алтын адам / Ш. Ержанова // Мектептегі сыныптан тыс жұмыстар. - 2012. - № 4. - Б. 36-38.

2. Алексеев, А. В. Надежду народа оправдает жигит, славу жигита сбережет народ: сценарий мероприятия о батырах / А. В. Алексеев // Начальная школа Казахстана. - 2005. - № 12. - С. 55-57.

3. Горецкая, Н. Золотой человек: сценарии познавательных и конкурсных программ / Н. Горецкая // Сценарии и репертуар. - 2008. - № 9. - С. 86-93.

4. Амаргазиева, А. Путешествие по стране Балапан / А. Амаргазиева // Дружные ребята.- 2016. 16 августа (№ 33). - С. 5.

5. Дронова, Т. Взгляд через тысячелетия: интеллектуальный поединок / Т. Дронова // Внеклассная работа в школе. - 2009. - № 5. - С. 25-29 6. Атамекен - земля отцов: [викторина о "Золотом человеке"] // Дружные ребята.- 2016. - 16 августа (№ 33). - С. 5.


+ A -

Current Zoom: 120%

Электрондық каталог

Жолдау 2024

Antikor оrtalyǵy

Бір ел – бір кітап

Экранды оқу жүйесі

Қазір сайтта

Қазіргі уақытта желіде 1 user қолданушы және 189 guests қонақ.

Жүйеге кіру

Назар аударыңыздар!

Әдеби карта

Біздің оқырмандар

Шектеусіз кітапхана